сразу после оплаты!
Есть вопросы по работе?
Ответим и поможем info@diplanet.ru
Год: 1982
Автор научной работы: Стрекалова, Татьяна Александровна
Ученая cтепень: кандидат психологических наук
Место защиты диссертации: Москва
Код cпециальности ВАК: 19.00.10
Специальность: Коррекционная психология (психология слепых, глухонемых и умственно отсталых детей)
Количество cтраниц: 166
Содержание диссертации
Глава 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Особенности логического мышления у нормально развивающихся старших дошкольников
1.2 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
1.3 Задачи исследования
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ КЛАССИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1 Задача и методика исследования
2.2 Особенности классификации изображенных предметов детьми с ЗПР
2.3 Особенности классификации геометрических. фигур детьми с ЗПР
2.4 Выводы
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ СУЖДЕНИЙ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Задачи и методика исследования
3.2 Построение суждений с кванторами "все" и некоторые" детьми с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися детьми и умственно отсталыми
3.3 Умозаключения и доказательства у детей с ЗПР, нормально развивающихся и умственно отсталых
Глава 4. ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
4.1 Задачи и методика исследования.
4.2 Особенности наглядно-действенного, мышления детей с ЗПР
4.3 Особенности наглядно-образного мышления детей с ЗПР
4.4 Выводы
Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
5.1 Характеристика групп детей с задержкой псического развития
5.2 Соотношение между уровнем развития словесно-логического и наглядно-образного мышления у детей с ЗПР
5.3 Возможности использования методик исследования с целью диагностики
5.4 Выводы
Глава 6. ФОРМИРОВАНИЕ УМОЗАКЛЮЧАЮЩЕГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
6.1 Задачи и методика исследования. Характеристика испытуемых
6.2 Развитие логического мышления детей с ЗПР в условиях специального обучения
6.3 Выводы
6.4 Психолого-педагогические рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение диссертации
Одна из задач, которые стоят сегодня перед психологической и педагогической науками, - это поиски путей эффективного обучения школьников, преодоление их неуспеваемости. Исследованиями (Т.А.Власова, К.С.Лебединская) показано, что 50% неуспевающих учащихся младших классов составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).
По данным исследований, в начале школьного возраста дети с ЗПР значительно отличается от нормальных детей не только по степени сформированности произвольной деятельности, по эмоционально-личностному отношению к учению, но и по уровню развития мышления (Т.А.Власова, Т.В.Егорова, В.И. Лубовский, Н.А.Никашина, М.С.Певзнер и др.).
Особое значение имеет исследование мышления детей с ЗПР дошкольного возраста.
Исследованиями советских и зарубежных психологов (А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин, Дж.Брунер, А.Валлон, Ж.Пиаже и др.) установлено, что в дошкольном возрасте происходит формирование всех основных мыслительных операций. Дошкольники овладевают умениями классифицировать предметы. Сначала им доступны только чувственно-конкретные формы классификации, затем они начинают выполнять классификацию на словесно-понятийном уровне (Л.С. Выготский, А.А.Люблинская, Ж.Пиаже, Д.Н.Узнадзе и др.).
В настоящее время показано, что детям дошкольного возраста доступно построение суждений с кванторами "все" и "некоторые" и осуществление простых логических выводов (П.Я.Гальперин, Г.А.Корнеева, Н.А.Менчинская, Н.Н.Поддьков, У.В.Ульенкова, Е.В.Филиппова и др.).
К концу дошкольного возраста дети по своим мыслительным умениям оказываются готовыми к усвоению систематических школьных знаний, к овладению некоторыми теоретическими обобщениями.
Несмотря на большую значимость, проблема развития мышления у дошкольников с ЗПР пока изучена мало. Данные о мышлении детей этой группы содержатся в работах Н.В.Елфимовой, Й.Н. Брокане, С.А. Домишкевича и Б.А. Пермяковой, З.М.Дунаевой. Эти авторы отмечают у детей 6-7 лет с ЗПР конкретность мышления; слабое развитие мыслительных операций; большую их продуктивность на предметно-чувственном уровне, чем на вербальном; недоразвитие процессов обобщения и абстрагирования; трудности в установлении приичинно-следственных связей; невладение родовыми понятиями; замедленность, инертность, косность мышления, стремление к шаблону. Вместе с тем у детей с ЗПР в отличие от умственно-отсталых детей обнаруживаются значительно большие потенциальные возможности в развитии мышления.
Заметное отставание и своеобразие в развитии мышления наблюдается у детей с ЗПР в младшем школьном возрасте. Наибольшие особенности отмечаются в развитии словесно-логического мышления (В.Й. Лубовскйй, Т.В.Егорова, Г.Б. Пкумаров и др.). У младших школьников с ЗПР недостаточно сформированы основные мыслительные операции, у них обнаруживается негибкость мышления.
Умозаключающее мышление детей с ЗГР до сих пор не изучалось. Лишь Г.Б. Шаумаров отмечает трудности, возникающие у младших школьников с ЗПР при установлении отношений по аналогии.
Представляется важным определить, какие трудности имеются у дошкольников с ЗПР при выполнении операций логического мышления, а также выяснить, какие условия воспитания и обучения способствуют преодолению указанных трудностей. Решение этих вопросов позволит раскрыть возможности и пути компенсаторного развития мышления у детей с ЗПР еще в дошкольном возрасте, что имеет очень большое значение для подготовки этих детей к усвоению программы общеобразовательной школы.
Все сказанное позволяет считать проблему нашего исследования - формирование логического мышления у дошкольников с ЗПР - научно и практически значимой, актуальной и еще не разработанной.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Развитие логического мышления дошкольников с ЗПР осуществляется по общим закономерностям развития мышления нормальных детей. Вместе с тем в развитии логического мышления детей с ЗПР имеется целый ряд особенностей.
2. К концу дошкольного возраста дети с ЗПР достаточно успешно классифицируют объекты по таким наглядным признакам, как цвет и форма. Однако они больше, чем нормально развивающиеся дети затрудняются в классификации предметов по величине и материалу, в переключении с одного принципа классификации на другой, в оперировании понятиями второй ступени обобщенности.
Вместе с тем по сформированности мыслительных операций дети с ЗПР заметно превосходят умственно отсталых.
3. К концу дошкольного возраста дети с ЗПР не владеют построением простых суждений с кванторами "все" и "некоторые". Однако небольшого обучения для них оказывается достаточно, чтобы они научились строить суждения, но только о предметах, хорошо им известных. Без специального обучения построение умозаключений и доказательств мало доступно старшим дошкольникам с ЗПР.
4. По успешности построения суждений и умозаключений дети с ЗПР не представляют монолитной группы. Они разделяются на четыре подгруппы: (1) дети, приближающиеся по своим показателям к нормальным сверстникам;(2) дети, испытывающие трудности при выполнении заданий, но обнаружившие хорошую обучаемость и после обучения справившиеся с многими заданиями самостоятельно; (3) дети, выполнившие задания заметно хуже детей, отнесенных ко второй группе, но значительно лучше умственно отсталых; (4) дети, по успешности выполнения заданий стоящие близко к умственно отсталым.
5. По уровню развития наглядного мышления дети с ЗПР занимают среднее место между нормально развивающимися детьми и умственно отсталыми. При этом по наглядно-действенному мышлению дети с ЗПР мало уступают нормально развивающимся детям. Наличие положительной корреляции между уровнем развития наглядного и словесно-логического мышления указывает на тесную взаимосвязь в развитии данных видов мышления у детей с ЗПР, что важно учитывать при разработке как системы формирующего обучения, так и проблем диагностики.
6. Многие использованные в исследовании методики могут применяться для психологического изучения дошкольников при их всестороннем диагностическом обследовании, поскольку получены значимые различия по успешности выполнения заданий детьми трех групп (нормально развивающимися, с ЗПР и умственно отсталыми).
7. У детей с ЗПР имеются большие потенциальные возможности в развитии логического мышления, которые могут быть реализованы в специальном обучении, основывающемся на обычной программе детского сада и направленном на развитие мыслительных операций, формирование системы соподчиненных и соотнесенных понятий, построение суждений и умозаключений определенной структуры.
8. На основе формирующего эксперимента разработаны психолого-педагогические рекомендации к содержанию, формам и способам воспитывающего обучения детей с ЗПР в специальных группах детского сада, направленные на обеспечение развития логического мышления детей с ЗПР в единстве с другими сторонами их познавательной деятельности и личности.
Заключение диссертации
Проведенное нами исследование показало, что в конце дошкольного возраста дети с ЗПР могут достаточно успешно классифицировать предметы и геометрические фигуры по таким наглядным признакам, как цвет и форма. Вместе с тем по уровню овладения мыслительной операцией классификации дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся детей. Они с большим трудом, чем нормальные дети, выделяют в качестве обоих признаков - материал и величину предмета, затрудняются в абстрагировании одного признака и сознательном его противопоставлении другим признакам, в переключении с одного принципа классификации на другой принцип. Дети с ЗПР слабо владеют понятиями второй степени обобщенности и их отношениями друг с другом (элементами иерархии понятий). Они решают задачи на классификацию предметов и геометрических фигур преимущественно на уровне наглядно-образно-речевого мышления, а не конкретно-понятийного, как это делают многие нормально развивающиеся дети того же возраста.
К концу дошкольного возраста дети с ЗПР заметно превосходят умственно отсталых детей по уровню развития мыслительных операций. Последние еще не могут самостоятельно выделять общие признаки предметов и геометрических фигур - им необходим наглядный образец, а нередко и прямое словесное объяснение принципа классификации. У умственно отсталых детей в большей мере, чем у детей с ЗПР, обнаруживаются трудности в переключении с одного принципа классификации на другой, что, как известно, является для них характерным (инертность, тугоподвижность мышления).
Они еще в меньшей степени владеют понятиями второй степени обобщенности (даже в области житейских понятий) и заметно хуже, чем дети с ЗПР, классифицируют предметы по родовой принадлежности.
Вместе с тем у умственно отсталых детей, как и детей с ЗПР, особые затруднения возникают при классификации предметов по материалу и величине, но у умственно отсталых эти трудности выражены значительно больше, чем у детей с ЗПР. Исследование показало, что к концу дошкольного возраста дети с ЗПР еще не владеют понятиями "все" и "некоторые". При этом незначительного обучения оказывается достаточно, чтобы дети усвоили эти понятия и научились оперировать ими при формулировании суждений. Однако построение суждений с кванторами "все" и "некоторые" становится доступным для детей с ЗПР лишь в пределах хорошо известных им жизненных ситуаций. Дети легче справляются с построением суждений, в которых устанавливается связь между каким-либо видом предметов и присущим ему натуральным признаком (цвет, материал), чем между видом и родом. В целом по успешности построения логических суждений дети с ЗПР ближе к нормально-развивающимся детям, чем к умственно отсталым.
Осуществление логического вывода из двух предложенных посылок еще мало доступно детям с ЗПР. Для производства вывода дети нуждаются в большой помощи взрослого, указывающего направление мысли, выделяющего те зависимости, между которыми следует установить отношения. По умениям строить выводы из двух посылок и доказывать истинность суждений дети с ЗПР стоят ближе к умственно отсталым детям, чем к нормальным.
По успешности построения суждений и умозаключений дети с ЗПР разделились на четыре группы:
1. Дети, приближающиеся по своим показателям к нормально-развивающимся сверстникам,
2, Дети, которые испытывали трудности при выполнении заданий, но проявили хорошую обучаемость и выполнили самостоятельно большую часть заданий.
3. Дети, которые показали результаты значительно ниже, чем дети с нормальным развитием, но заметно выше умственно отсталых, 4, Дети, стоящие близко к олигофренам по успешности выполнения экспериментальных заданий.
Выделенные группы детей различались между собой не только по успешности выполнения заданий, но и по особенностям деятельности, поведения, речи, моторики, успешности усвоения знаний, катамнестическим данным. С целью сопоставления уровней развития словесно-логического и наглядного мышления у одних и тех же детей исследовалось, как дошкольники решают наглядно-действенные и наглядно-образные задачи.
Исследование показало, что по уровню развития наглядно-действенного мышления дети с ЗПР мало отличаются от детей, развивающихся нормально, и заметно превосходят умственно отсталых. По уровню развития наглядно-образного мышления дети с ЗПР занимают среднее место между другими группами. Установлена значимая положительная корреляция между уровнем развития наглядно-образного и словесно-логического мышления у дошкольников с ЗПР. Это еще раз подчеркивает тесную взаимосвязь в развитии названных форм мышления и является важным при разработке как системы формирующего обучения, так и проблем диагностики.
У детей с ЗПР обнаруживались индивидуальные различия при выполнении всех экспериментальных заданий, при этом различия были более отчетливо выражены при выполнении заданий на построение утвердительных суждений и при решении наглядных задач (матриц Равена), оказавшихся по отношению к детям с ЗПР заданиями средней степени сложности. В относительно более легких и более трудных заданиях индивидуальные различия были выявлены в меньшей степени.
Полученные в исследовании результаты, свидетельствующие о разной успешности выполнения экспериментальных заданий тремя группами испытуемых (развивающихся нормально, с ЗПР и умственно отсталых), а также выявленные индивидуальные различия внутри группы детей с ЗПР, позволяют считать, что использованные в исследовании методики могут применяться при психологическом изучении дошкольников, составляющем часть их разностороннего диагностического обследования.
Проведенный обучающий эксперимент, основывающийся на программе детского сада и ставящий своей целью развитие мыслительных операций, формирование системы соподчиненных и соотнесенных понятий, построение суждений и умозаключений по определенной структуре, показал большие потенциальные возможности развития логического мышления у детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте.
На основе экспериментального исследования разработаны психолого-педагогические рекомендации к содержанию, формам и способам воспитывающего обучения детей с ЗПР в специальных группах детского сада, направленные на обеспечение развития логического мышления детей с ЗПР в единстве с другими сторонами их познавательной деятельности и личности.
Список литературы диссертации
1.Абдурасулова В.П. Некоторые пути формирования способности к обобщению у младших школьников (на материале математики). - Вопросы психологии, 1979, № 5, с.126-129.
2.Белопольская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - М., 1976. - 21 с.
3.Белоус В.П. Психологические особенности формирования предметных и вербальных интеллектуальных операций у дошкольников. (На материале усвоения отношений порядка): Автореф. дис. ... канд.психол.наук. - М., 1978. - 20 с.
4.Белоус В.П. 0 способах решения логических задач дошкольниками. - Новые исследования в психологии, 1978, вып.2(19), с.55-59.
5.Белоус В.П. Значение условности в формировании способов логического мышления у дошкольников. - Вопросы психологии,1978, № 4, с.36-45.
6.Бгажнокова И.М. Мыслительные операции у умственно отсталых школьников. - Дефектология, 1975, № 3, с.24-29.
7.Бильчугов С.Ю. Формирование элементов формальной логики у детей дошкольного возраста. - Вопросы психологии, 1979, № 4, с.56-65.
8.Блинова А.И. Развитие доказательного мышления у умственно отсталых детей. - Дефектология, 1975, № I, с.21-24.
9.Блинова А.И. О некоторых путях развития доказательного мышления у учащихся начальных классов вспомогательных школ. - Дефектология, 1980, № 6, с.54-57.
10.Елонский П.П. Развитие мышления школьника. - М.: Учпедгиз, 1935. - 128 с.
11.Блонский П.П. Память и мышление. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1935. - 214 с.
12.Блонский П.П. Психология доказывания и ее особенности у детей. - Вопросы психологии, 1964, № 3, с.40-54.
13.Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать. - Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология. - М.: Знание, 1981, №9.-96 с.
14.Брокане И.Н. Особенности вербально-ассоциативной и мыслительной деятельности у шестилетних детей с разным уровнем умственного развития: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - М., 1981. - 23 с.
15.Брунер Дж.С. Процесс обучения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 84 с.
16.Важенина Ф.Г. Развитие у младших школьников общего умственного действия классификации в условиях управления их умственной деятельностью: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - Л., 1977. - 19 с.
17.Валлон А. От действия к мысли: Очерк сравнительной психологии. - М.: И.Л., 1956. - 238 с.
18.Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. - 196 с.
19.Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1974. -149 с.
20.Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста. - Дошкольное воспитание, 1972, № I, с.30-35.
21.Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольника. - Дошкольное воспитание, 1974, № 7, с.30-37.
22.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. - Дефектология, 1975, № 6, с.8-17
23.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1967. - 207 с.
24.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
25.Войтенко Л.Ф. Особенности формирования доказательств у детей дошкольного возраста: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - Киев, 1970. - 16 с.
26.Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения: Сборник научных трудов /Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной (С.Г.Шевченко, Г.И.Жаренкова, Г.М.Капустина, Н.А.Цыпина, Р.Д.Тригер и др.). - М., I98I.-I00 с.
27.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологическое исследование /Под ред. и со вступ. статьей В.Колбановского. - М.-Л.; Соцэкгиз, 1934. - 324 с.
28.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь: Проблемы психического развития ребенка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
29.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
30.Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. - Вопросы психологии, 1969, № I, с.15-26.
31.Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Пиаже о развитии детского мышления. - В кн.: Дж.Флейвелл. Генетическая психология Жана Пиаже. - М., Просвещение, 1967, с.596-621.
32.Говоркова А.Ф. В защиту эмпирического обобщения. - Вопросы психологии, 1971, № 6, с.78-88.
33.Голубева Л.Р. Различия в классификации предметных картинок у детей 4-7 лет и их причины. - В кн.: Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л., 1970, т. 340, с. 47-58
34.Давидов В.В. Требования современного начального обучения к умственному воспитанию детей дошкольного возраста. - Дошкольное воспитание, 1970, № 4, с.50-54.
35.Давъщов В.В. Виды обобщений в обучении. (Логико-психо¬логические проблемы построения учебных предметов). - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
36.Даввдова С.И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - М., 1976. - 20 с.
37.Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А.Вентера и В.В.Холмовской. - М.: Педагогика, 1978. - 248 с.
38.Домишкевич С.А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - М., 1977.¬23 с.
39.Домишкевич С.А., Пермякова В.А. Умственная работоспособность старших дошкольников с отклонениями в развитии (сравнительно со здоровыми сверстниками). - В кн.: Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Иркутск, 1977, с.88-97.
40.Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции: Автореф.дис. ... канд.пед.наук. - М., 1980. - 22 с.
41.Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. - Дефектология, 1980, № 4, с.27-34.
42.Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Пер.с англ. Н.М.Никольской /Под ред. Н.Д.Виноградова. - 2-е изд. - Берлин: Госиздат, 1922. - 196 с.
43.Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - М., 1969. - 14 с.
44.Егорова Т.В. Некоторые особенности умственного развития неуспевающих младших школьников. - В книге: Дети с временными задержками развития /Под ред. Т.А.Власовой и М.С.Певзнер. М.: Педагогика, 1971, с.157-163.
45.Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика,1973. - 150 с.
46.Егорова Т.В. Формирование способности к умозаключению по аналогии у младших школьников с задержкой психического развития. - В кн.: Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития. М., 1975, с.356-357.
47.Егорова Т.В. Процессы обобщения и абстрагирования у детей с задержкой развития при решении задач на классификацию. - В кн.: Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. Иркутск, 1979, с.18-34.
48.Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно -образного мышления у аномальных детей. - Дефектология, 1975, № 4, с.3-15.
49.Елфимова Н.В. Роль мотивации при поэтапном формировании умственных действий. - Дефектология, 1978, № 2, с.12-17.
50.Ерицян М.С. Психология дедуктивных умозаключений: Автореф.дис. ... канд.пед.наук (по психол.). - М., 1963. - 15 с.
51.Ерицян М.С. Психологические особенности дедуктивного умозаключающего мышления детей школьного возраста: (Первый - четвертый классы). - Ереван: Луйск, 1975. - 159 с.
52.Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и слову. - Дефектология, 1972, № 4, с.29-35.
53.Жаренкова Г.И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с задержкой психического развития в специальной школе. - Дефектология, 1981, № 2, с.3-8.
54.Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателей детских садов.-2-е изд., доп. - М: Просвещение,1978.-96 с.
55.Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка: Учебное пособие для пед. ин-тов. - М.: Учпедгиз,1939. - 64 с.
56.Запорожец A.B. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников. - Дошкольное воспитание, 1972, № 4, с.37-42.
57.Запорожец A.B., Луков Г.Д. О развитии рассуждения у ребенка младшего возраста. - В кн.: Научные записки Харьковского государственного педагогического института, т. VI, 1941, с.139- 149.
58.Запорожец A.B., Зинченко В.П., Эльконин Д.Б. Развитие мышления. - В кн.: Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов /Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 1964, с.183-246.
59.Зарандия М.И. К вопросу о развитии умственных операций у детей дошкольного возраста. - Психологические исследования/ АН ГССР; Ин-т психологии им. Д.Н.Узнадзе; под ред. А.С. Прангишвили. - Тбилиси: Мецниереба, 1971, вып. II, с. 70-79.
60.Зинченко П.И. Психология запоминания. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
61.Иванова А.Я. "Обучающий эксперимент" как метод оценки умственного развития детей: Методические рекомендации. - М., 1973. - 31 с.
62.Иванова A.A. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 97 с.
63.Исследование развития познавательной деятельности /Под ред. Дж.Брунера, Р.Олвер и П.Гринфилд. - М.: Педагогика,1971. Гл.З. Р.Р.Олвер, Д.Р.Хорисби. О составлении групп эквивалентных предметов, с.99-118.
64.Ким С.Г. Развитие обобщений у умственно отсталых детей дошкольного возраста (на материале величины): Автореф.дис. ... канд.пед.наук. - М., 1976. - 23 с.
65.Ковдаков Н.И. Логика. - М.: изд-во АН СССР, 1954. - 512 с,
66.Ковдаков Н.И. Введение в логику. - М.: Наука, 1967. - 466 с.
67.Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятий у детей дошкольного возраста. (На материале математических понятий): Дис. ...канд.психол.наук. - М., 1974. - 130 с.
68.Косма Т.В. Влияние обучения на развитие действия классификации у младших школьников. - Вопросы психологии, 1964, № 3, с.65-74.
69.Косма Т.В. Роль обучения в развитии классификации у детей. В кн.: ХУШ Международный психологический конгресс. Симпозиум 32. Обучение и умственное развитие. М., 1966, с.187-190.
70.Костюк Г.С. Вопросы психологии мышления. - В кн.: Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР,1959, т.1, с.357-440.
71.Котетишвили И.В. О роли языка в формировании логически процессов у дошкольников. - Психологические исследования /АН ГССР; Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе; под ред.А.С.Прангишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1971, вып.П, с.99-105.
72.Крылова М.В., Маркова М.Ф., Тимошкин А.П. Формирование дедуктивных умозаключений на материале сюжетного содержания и буквенных обозначений. - В кн.: Экспериментальные исследования по проблеме перестройки начального обучения: Материалы I Межре¬спубликанского симпозиума. - Тбилиси, 1969, с.375-394.
73.Крылова М.В. О психологии дедуктивных умозаключений младших школьников: Дисс. ... канд.психол.наук. - Саранск,1970. 264 с.
74.Кудрявцева Е.М., Соловьев Й.М. Обобщающее познание у слабо успевающих школьников: к характеристике познавательной деятельности учащихся с задержанным развитием. - В кн.: Дети с временными задержками развития /Под ред. Т.А.Власовой и М.С.Певзнер. - Н.: Педагогика, 1971, с.146-157.
75.Лидере А.Г. Логические структуры классификации у дошкольников. - В кн.: Вопросы теоретической и прикладной психологии. Л.: изд-во МГУ, 1975, с.24-25.
76.Лидере А.Г. О конкретно-операциональном мышлении в дошкольном возрасте. - Вопросы психологии, 1979,№ 6, с.118-120.
77.Лидере А.Г. Феномены Пиаже и их действительные источники. - Вестники МГУ, 1980, № 3, с.18-32.
78.Лидере А.Г. Методы исследования умственного развития ребенка: Учебное пособие. М.: изд-во МГУ, 1980. - 34 с.
79.Лидере А.Г. Решение дошкольниками задач на включение. Новые исследования в психологии /АПН СССР. М.: Педагогика, 1981, № 2(25), с.39-43.
80.Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. - Дефектология, 1971, № 6, с.15-19.
81.Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой развития. - Дефектология, 1972, № 4, с.10-16.
82.Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1978. - 224 с.
83.Лубовский В.И. Задержка психического развития как психолого-педагогическая проблема. - В кн.: Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. Иркутск, 1979, с.3-17.
84.Люблинская A.A. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей. - Дошкольное воспитание, 1960,№ 7, с.40-47.
85.Люблинская A.A. Детская психология: Учебное пособие для пед. ин-тов. - М.: Просвещение: 1971. - 415 с.
86.Максименко С.Д., Бех И.Д. Психологический анализ механизма классификации у младших школьников. - Вопросы психологии, 1980, № 5, с.78-89.
87.Менчинская H.A. Вопросы умственного развития ребенка: (В помощь лектору. Б-чка "Актуальные проблемы педагогики и психологии". Вып.2. - М.: Знание, 1970. - 32 с.
88.Минская Г.И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: Автореф.дис. ... канд.пед.наук (по психол.). - М., 1954. - 15 с.
89.Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей: (сравнительно с нормой). - М.: Просвещение, 1969. - 280 с.
90.Мухина B.C. Психология дошкольника. - М.: Просвещение, 1975. - 240 с.
91.Мышление и речь: Сборник статей /Под ред. Н.И. Жинкина и Ф.Н.Шемякина. - М., 1963. - 272 с.
92.Недоспасова В.А. Формирование критического рассуждения ребенка. - Новые исследования в психологии,1978,№ 2(19), с.37-40.
93.Некрасова К.А. О формировании обобщений у детей дошкольного возраста. - Дошкольное воспитание,1950,№ 3,с.32-41.
94.Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления: (Формирование элементов научного мышления у ребенка). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 152 с.
95.Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 191 с.
96.Обухова Т.И. О некоторых аспектах развития обобщений у детей дошкольного возраста. - Новые исследования в психологии, 1975, № 2, с.35-36.
97.Особенности познавательной деятельности дошкольников с отклонениями в развитии /С.А.Домишкевич, Л.Г.Красовская, Р.К. Луцкина, В.А. Пермякова. - В кн.: Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Иркутск, 1977, с.75-88.
98.Особенности познавательной деятельности и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста: Методическое письмо /М-во просвещения СССР; НИИ дефектологии АПН СССР. - М.: Просвещение, 1978. - 32 с.
99.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж.И.Шиф. - М.: Просвещение, 1965. - 343 с.
100.Певзнер М.С. Дети - олигофрены: (Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). - М.,1959. - 486с.
101.Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития. - В кн.: Дети с временными задержками развития: Сборник статей /Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. М., Педагогика, 1971, 207 с.
102.Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. - М.: Изд-во АПН РСФСР,1963. - 224 с.
103.Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). - М.: Педагогика, 1982. - 104 с.
104.Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии. - Дефектология,1972,№ 4, с.23-28.
105.Переслени Л.И., Шошин П.Б. Особенности внимания и восприятия. - В кн.: Обучение детей с задержкой психического развития. М., 1981, гл.II, с.10-14.
106.Пермякова В.А. Индивидуально-типические особенности обучения младших школьников в норме и при отклонениях в развитии. - В кн.: Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. Иркутск, 1975, с.15-37.
107.Пермякова B.A. Типические особенности умственного развития младших школьников в норме и при отклонениях. - В кн.: Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. Иркутск, 1979, с.61-77.
108.Петренко Г.Г. Генезис действия классификации у дошкольников: Дис. ... канд.психол.наук. - Киев,1973. - 161 с.
109.Петрова В.Г. Роль педагогического воздействия в развитии мышления умственно отсталых детей. - Специальная школа, 1967, вып. 3 (123), с.77-81.
110.Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Просвещение,1968. - 158 с.
111.Пиаже Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: Классификации и сериации. - М.: ИЛ, 1963. - 448 с.
112.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - M.-Л.: Учпедгиз, 1932. - 412 с.
113.Подцубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с задержкой психического развития. - Дефектология, 1980, № 4, с.21-26.
114.Поддьяков H.H. 0 формировании наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста. - Вопросы психологии, 1973, № 3, с.I14-120.
115.Поддьяков H.H. Общие вопросы умственного воспитания в детском саду. - В кн.: Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в СССР: Тез.докладов Советско-Американского семинара по проблемам дошкольного воспитания. М.,1975, с.54-57.
116.Поддьяков H.H. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977. - 271 с.
117.Поддьяков H.H. Психолого-педагогическое исследование содержания и методов умственного воспитания. - В кн.: Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. М.: Педагогика, 1980, гл.1, с.5-28.
118.Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития. - Дефектология, 1981, № 3, с.17-26.
119.Постовская В.А. О сравнении предметов учащимися вспо¬могательной школы. - Специальная школа, 1964, вып.2 (НО), с.44-46.
120.Проскура Е.В. Усвоение отношений между элементами серий объектов детьми дошкольного возраста: Автореф.дис. ... канд. пед.наук (по психологии). М., 1967. - 20 с.
121.Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения: Экспериментальные исследования /АН СССР, Ин-т философии; Под ред. С.Л.Рубинштейна. - М., I960. - 168 с.
122.Психологические проблемы неуспеваемости школьников. /Под ред. Н.А.Менчинской. М.: Педагогика, 1971. - 272 с.
123.Психология /Под ред. А.А.Смирнова и др. - М.: Учпедгиз, 1962. - 559 с.
124.Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития (на материале решения классификационных задач). - Дефектология, 1980, № 3, с.10-18.
125.Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей. Клинико-психологическое обоснование дифференцированного отбора и обучения: Автореф.дис. ...канд.психол.наук.-М.,1977. - 16с.
126.Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978. - 231 с.
127.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для высш. пед. учеб. заведений и ун-тов. - Изд.2-е. - М., Учпедгиз, 1946. - 704 с.
128.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - Изд.2-е. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
129.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школь¬ника: Учебное пособие. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.
130.Рузская А.Г. Роль непосредственного опыта и слова в образовании обобщений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ...канд. пед. наук (по психологии). - М., 1954. - 13 с.
131.Синев В.Н. Индуктивные и дедуктивные умозаключения учащихся вспомогательной школы. - Дефектология, 1973, № 3, с.32-37.
132.Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Автореф.дис. ...канд.психол.наук. - М., 1978. - 21 с.
133.Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. - Минск: Нар.асвета, 1977. - 95 с.
134.Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1975. - 175 с.
135.Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. - Киев: Рад.школа, 1980. - 143 с.
136.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. -451 с.
137.Ульенкова У.В. О формировании дедуктивного умозаключающего мышления у детей дошкольного возраста: Дис. ...канд. пед.наук (по психологии).Горький, 1954. - 284 с.
138.Ульенкова У.В. К проблеме ранней компенсации задержки психического развития. - Дефектология,1980, № I, с.3-8.
139.Ульенкова У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития: Учебное пособие. - Горький, 1980, - 58 с.
140.Умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н.Н. Поддьякова. - М.: Педагогика, 1972. - 288 с.
141.Учебно-воспитательная работа в школе для детей с задержкой психического развития: (Сборник научных трудов) /Под ред. Т.А.Власовой и Н.А.Никашиной (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, Г.М.Капустина, С.Г.Шевченко, Г.И. Жаренкова и др.). - М.,1977.- 99 с.
142.Филиппова Е.В. О психологическом механизме перехода к операциональной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста. - Вопросы психологии, 1976, № I, с.82-92.
143.Филиппова Е.В. Психологические предпосылки формирования логических операций у детей дошкольного возраста: Дис. .. канд.психол.наук. - М., 1977. - 238 с.
144.Флейвелл Джон X. Генетическая психология Жана Пиаже.- М.: Просвещение, 1967. - 623 с.
145.Цикото Г.В. Некоторые особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд.психол.наук. - М.,1971. - 21 с.
146.Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью: Автореф.дис. ... канд.психол.наук. - М., 1974. - 20 с.
147.Шаумаров Г.Б. Дифференциальная психологическая диагностика задержки психического развития на основе анализа стандартизованной методики: Дисс. ... канд.психол.наук. - М., 1980. - 148 с.
148.Шевченко С.Г. Овладение "житейскими" понятиями детьми с задержкой психического развития. - В кн.: Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития. Тезисы докладов. М., 1975, с.486-487.
149.Шевченко С.Г. Особенности усвоения элементарных общих понятий детьми с задержкой психического развития. - Дефектология, 1976, № 4, с.20-28.
150.Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. - Изд.2-е. - Петроград,1922. - 280 с.
151.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, I960. - 328 с.
152.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. - Вопросы психологии, 1971, № 4, с.6-20.
153.Эм З.Б. Педагогическая характеристика учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф.дис. ... канд.пед. наук. - М., 1974. - 18 с.
154.Эм З.Б. К вопросу о педагогической характеристике учащихся вспомогательных школ. - В кн.: Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. Иркутск,1975, с.38-60.
155.Эрдниев Б. Системный подход в упражнениях по развитию логического мышления у детей. - Дошкольное воспитание, 1976, № I, с.38.
156.Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития. - Дефектология, 1976, № 3, с.35-44.
157.Kayden A.H.,Saith R.K. Hippel C.S.,Baer S.A. Maiastrei Ming Prescheolers: Children with LearBiag DisabilitiesUS,1970.
Количество страниц
|
166 |
Год написания
|
YEAR_82 |
Тип работы:
|
Диссертация |
Файл доступен для скачивания сразу после оплаты!
1. Зайдите в работу и нажмите кнопку купить.
2. Перейдите в корзину нажав оформить заказ
3. Если ранее вы уже покупали работу на нашем сайте - пройдите авторизацию. Если вы покупаете впервые то пройдите регистрацию.
4. Заполните поля регистрации. Регистрация позволит получать дополнительные скидки при повторном обращении!
5. После регистрации вы получите соотвествующее уведомление на вашу почту и перейдете к разделу корзина. На данном этапе вы можете ввести купон на скидку (для участников группы Вконтакте действует скидка 10% - код купона находится в закрытом альбоме группы, который доступен для вступивших в группу)
6. После перехода на следующий этап вы увидите сумму покупки со скидкой. Необходимо заполнить Имя и почту на которую придет уведомление о совершенном платеже.
7. Совершите переход на платежную систему нажав на кнопку оплатить. Заказ вы можете просмотреть в созданном личном кабинете и в любой момент вернуться к оформлению.
8. Перейдя в платежную систему выберите удобный способ оплаты.
9. Введите данные для оплаты
10. Сразу после оплаты работа будет доступен для скачивания в личном кабинете в раздел Файлы для скачивания.
Оплата заказа происходит через платежную систему https://qiwi.com/ *
Выберите нужные работу, добавьте в корзину, нажмите оплатить и после этого введите ваш номер карты.
Работа будет доступна для скачивания сразу после оплаты (в личном кабинете и отправлена на вашу почту)
* КИВИ Банк (АО), лицензия ЦБ РФ № 2241
Россия, 117648, г. Москва, мкр. Чертаново Северное, д. 1А, корп. 1
Для оплаты вы можете воспользоваться одной из электронных платёжных систем:
- Webmoney: R299295960014
- Яндекс-деньги: 41001121920997
- Qiwi-кошелёк: 9272179363
- Карта СберБанка: 4817760244483529
Вас перенаправит на страницу платежного сервиса, следуя инструкциям, заполните правильную форму.
Файл с работой доступен для скачивания сразу после оплаты!
Есть вопросы по работе?
Ответим в Viber и WhatsApp или напишите письмо
на info@diplanet.ru
Почему нужно обращаться к нам?
Заказ в нашей компании всегда гарантирует качество работы, профессиональный подход, квалифицированную помощь. Мы поможем, проконсультируем, предложим примеры. У нас можно заказать и купить только уникальные работы. Профессиональная команда специалистов готова к сотрудничеству и всегда может приступить к выполнению задания.
Наши преимущества и гарантии:
- Высокое качество выполненных работ.
- Гарантия сотрудничества до приема или сдачи работы.
- Индивидуальный подход к заказу и теме.
- Постоянная онлайн-связь клиента с исполнителем.
- Оперативность выполнения заказа.
- Удобная система скидок.
- Доступность условий написания и оплаты.
- Система оплаты, выгодная клиенту.
Наше сотрудничество может начаться с естественного вопроса: «Где заказать курсовую?», а продолжиться выполнением реферата на заказ и решением контрольной работы. Мы помогаем заказчикам оформлять отчеты по практике и вместе проходим путь от написания дипломных проектов до их защиты. Мы обеспечиваем превосходные результаты при написании защитной речи к диплому, эссе на любую тему с закреплением в стильной презентации.
Обращаться к нам можно по телефону +7-916-262-69-45 – мы вам сразу же перезвоним.
Напишите на электронную почту info@diplanet.ru - и мы с вами немедленно свяжемся.